Человек и Время: Любищев А.А. Часть 3.

Система учета времени ученого — биолога, математика, философа – Любищева помогала справиться не только с профессиональными задачами. Если кто-то подумал, что такая система неизбежно превращает человека в робота, лишая радости жизни – это не так. Любищев жил насыщенно, плодотворно и интересно. Его хватало на многое. Личная жизнь, театр, кино, путешествия, книги, музыка, общение с друзьями и единомышленниками – Любищев был открыт всему, впитывал жизнь как губка и переживал каждый момент с ощущением полноты бытия. Удивительное состояние, которое многим неведомо, к которому приближаются ненадолго, тренируют специально и вновь утрачивают в бесконечной суете. Жить здесь и сейчас – вот что умел Любищев в совершенстве.

Время жить

И вновь вернемся к системе учета времени, организации труда и отдыха Любищева. Казалось бы – прописные истины, но насколько хватает каждого из нас следовать им? И каково это – следовать им всю жизнь?

Кроме того, что распределялись затраты в соответствии с приоритетом работ, учитывались естественные биоритмы. В качестве отдыха – переключение с одного вида деятельности на другой.

«То есть кусок дневного времени для работы над, допустим, оригинальной статьей не должен быть очень мал или слишком велик. На свежую голову надо заниматься математикой, при усталости — чтением книг».*

«Надо было научиться отстраняться от окружающей среды, чтобы три часа, проведенные за работой, соответствовали трем рабочим часам, — не отвлекаться, не думать о постороннем, не слышать разговора сотрудников…»*

«Как распределялось чтение книг в течение дня? С утра, когда голова свежая, я беру серьезную литературу (по философии, по математике). Когда я проработаю полтора — два часа, я перехожу к более легкому чтению — историческому или биологическому тексту. Когда голова уставала, то берешь беллетристику.»*

Где взять дополнительные резервы времени? То, что сейчас чаще всего называется поглотителями времени, хронофагами, Любищев называл «отбросами» времени: время в дороге, очереди, заседания…

«Какие преимущества дает чтение в дороге? Во-первых, не чувствуешь неудобств в дороге, легко с ними миришься; во-вторых, нервная система находится в лучшем состоянии, чем в других условиях.

Для трамваев у меня тоже не одна книжка, а две или три. Если едешь с какого-либо конечного пункта (напр. в Ленинграде), то можно сидеть, следовательно, можно не только читать, но и писать. Когда же едешь в переполненном трамвае, а иногда и висишь, то тут нужна небольшая книжечка, и более легкая для чтения. Сейчас в Ленинграде много народу читает в трамваях».*

Еще один интересный момент – как читал Любищев. Это не было чтением, чтобы занять время. Это было прицельное, полезное чтение важных и нужных книг. Учитывая многогранность интересов ученого, книги были по биологии и математике, по истории и философии. Чтение сопровождалось конспектированием наиболее важных моментов, часть прочитанных книг подвергалась критическому разбору, писались рецензии.

«Все выписки и комментарии регулярно подшивались в общий том. Эти тома, напечатанные на машинке — как бы итоги чтения, — составили библиотеку освоенного. Достаточно перелистать конспект, чтобы вспомнить нужное из книги».* Порой конспекты солидных томов составляли одну-две странички, но это была самая суть.

«При составлении годовых и месячных планов приходится руководствоваться накопленным опытом. Например, я планирую прочесть такую-то книгу. По старому опыту я знаю, что в час я прочитываю 20-30 страниц. На основании старого опыта я и планирую. Напротив, по математике я планирую прочитать 4-5 стр. в час, а иногда и меньше страниц.

Все прочитанное я стараюсь проработать. В чем заключается проработка? Если книга касается нового предмета, мало мне известного, то я стараюсь ее проконспектировать. Стараюсь на каждую более ли менее серьезную книгу написать критический реферат. На основе прошлого опыта можно наметить для проработки известное количество книг».*

Анализ затрат времении в системе Любищева.

Что происходило с бесконечной чередой цифр, полученных за месяц, год ведения учета времени? В конце каждого месяца подводились итоги: с построением диаграмм, таблиц. На их основании в конце года составлялся годовой отчет и планировался год-пять-десять следующих. Чтобы планировать на такое время вперед, надо было четко знать, сколько его тратится на ту или иную деятельность. Ведение учета времени — хронометража, в конце концов, дало Любищеву четкое его ощущение, осознание, фактически было выработано тончайшее чувство времени. И не глядя на часы, с поразительной точностью Любищев мог сказать, сколько времени было потрачено на беседу, на общение с коллегами, на прогулку или на работу. Также точно он мог сказать, когда будет сделано, прочитано, осмыслено – любое свое занятие он видел через призму времени, через его ощущение. Может быть, поэтому он никогда и никуда не спешил?

Ежемесячные отчеты Любищева были дотошно подробны, а в годовом — все эти подробности разбивались на группы, подгруппы. Работа и отдых, все учитывалось и подсчитывались часы, потраченные за год на то или иное дело.

«Развлечение — 65 раз», и следует список просмотренных спектаклей, концертов, выставок, кинокартин»*.  А вы давно ли и часто ли бывали на выставках?

«На русском языке прочитано 50 книг — 48 часов

На английском — 2 книги — 5 часов

На французском — 3 книги — 24 часа

На немецком — 2 книги — 20 часов»*

Да, книги на иностранных языках читались и для изучения новых фактов и для изучения этих самых языков. Все рационально, все практично и все ради одной большой цели.

Глядя на годовой отчет, поражаешься, как много может пережить человек за год, как насыщенна может быть жизнь. Невольно сравниваешь и понимаешь, что тратишь время не на то и не так, как можно было бы… Даже ради этого осознания стоит прочитать книгу о жизни Любищева. Емкость одного года – это не количество часов, это количество дел, книг, событий, мыслей. Было бы правильно измерять время жизни не часами, а такими фактами.

Достиг ли Любищев своей цели – создать систему живых организмов? Нет, не достиг. Называл себя неудачником, дилетантом, но никогда не отказывался от выбранного пути. И считал себя счастливым человеком.

«Под конец жизни он понял, что цели своей не достиг и не достигнет. Пользуясь своей Системой (системой учета времени — прим.), он мог точно установить, насколько он не дойдет до когда-то поставленной цели. Ему исполнилось семьдесят два года, когда он решил сосредоточить силы на книге «Линии Демокрита и Платона». Он рассчитал, что она займет лет семь-восемь и будет последним его трудом. Как всякий последний труд, он станет главным трудом, в котором предстоит разобрать общебиологические представления».*

Кроме Системы учета времени у А. А. Любищева было несколько правил жизни:

«1. Я не имею обязательных поручений;

2. Не беру срочных поручений;

3. В случае утомления сейчас же прекращаю работу и отдыхаю;

4. Сплю много, часов десять;

5. Комбинирую утомительные занятия с приятными».*

«Урок Любищева состоит в том, что можно жить каждой минутой часа и каждым часом дня, с постоянным напором отдачи. Жизнь — долгая-предолгая штука. В ней можно наработаться всласть и успеть многое прочитать, изучить языки, путешествовать, наслушаться музыки, воспитать детей, жить в деревне и жить в городе, вырастить сад»*

*«Эта странная жизнь», Даниил Гранин, 1986 г.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.